Вестник Кавказа

«Самое страшное для театра – быть скучным»

Рамин Назиев, Баку
27 марта в Азербайджане, как и во всем мире, отметили День театра. О театре вообще и об азербайджанском театре в частности ВК рассказала профессор Государственного университета культуры и искусств, главный режиссер Театра юного зрителя Дженнет Салимова.

- Насколько изменился театр с античных времен?

- Театр - самое живое искусство. Здесь человек непосредственно связан с человеком. Нет живого общения – нет театра. Поэтому театр менялся со временем – менялись театральные формы. Был религиозный сакральный театр. Был народный фольклорный театр. Был театр высокой трагедии, театр низкой комедии, был бродячий театр. В настоящее время популярны перфомансы, хэппининги, традиционно гениальный русский психологический театр. Театральное искусство приспособляемо к требованиям и вкусам телезрителя. 

- Гладиаторские бои или испанскую корриду можно назвать театральными жанрами?

- Театр один из видов зрелища. И эти жанры тоже зрелище. По нынешним временам их объявили бы «театром жестокости». В духе Антонена Арто, который требовал полной отдачи актера, гладиаторской отдачи. Театр Гротовского тоже на этом основан.

- Чем отличается человек, который регулярно посещает театр от того, который дважды побывал на спектаклях и решил, что этот вид искусства - пустая трата времени?

- Как всякое искусство театр бывает хорошим и плохим. Решившему больше не ходить в театр просто не повезло, он не попал в хороший театр. Плохих театров много, и они отдаляют зрителя от искусства. Но в театре, в котором происходит вот это сумасшедшее единение зрителя и актера, когда актер чувствует, что зритель дышит вместе с ним, зритель чувствует, что актер может заставить его плакать или смеяться – это самые счастливые моменты и для актера, и для зрителя. Тогда театр и превращается в высокое искусство. Сегодня мы все общаемся с телевизорами, ноутбуками, телефонами - все вокруг нас пластмассовое. Поэтому когда вы приходите в театр, видите живого человека, его слезы, его пот, его переживания – это общение восполняет то, чего нам не хватает в жизни.

- Какую роль играет это высокое искусство в формировании общества?

- В разные времена по-разному. В свое время люди из театра шли на войну – настолько велико было его влияние. В мирное время театр можно считать развлечением, но развлекая, мы внушаем зрителю идеалы добра, порядочности, любви. Самое страшное для театра – быть скучным. Никакое высокое искусство не поможет, если театр скучный. У драматического театра, безусловно, должны быть свои идеалы, к которым он призывает зрителя в самое трудное время. Должны быть неподкупные, иногда оппонирующие властям мысли. Мы воспитываем зрителя не призывами, не лозунгами, а раскрываем психологию человека, делаем его свободнее на материале спектакля, на материале пьесы, простой человеческой истории, судьбы.

- Расскажите об истории возникновения азербайджанского театра?

- В 1882 году Зардаби и Везиров поставили «Приключения визира хана Ленкоранского» Мирза Фатали Ахундова. Официально 10 марта 1882 года считается датой рождения нашего театра. Но это условная дата, потому что театр существовал у нас еще с давних времен. Выступления канатоходцев – тоже театр. История гибели пророка Али - тоже своего театр, который берет за душу людей. Английский режиссер Питер Брук описывает это зрелище в Иране (я читала и плакала), как крестьянин в пыльных кроссовках, в простой рубахе играл пророка Али. Как мальчик, его сын бежал за ним и кричал: «Отец вернись!» Он обернулся, помахал рукой, и в этих пыльных, рваных кроссовках пошел своей дорогой - на смерть. Это настоящий театр! Брук описывает эго как одно из сильнейших потрясений. Крестьянин в рваных кроссовках! Какой из него пророк Али?! Но выполнение долга святости было сыграно так просто, так искренне, так точно, что зритель плакал.
Разве можно установить дату возникновения этого театра? Мы можем говорить лишь о времени возникновения профессионального театра. А наш театр был одним из лучших на Востоке в свое время.
У нас есть имена, которыми мы не то что можем гордиться, а они определяют многое – это Араблинский, Аббас Мирза Шафизаде, Улви Раджаб, Марзия Давудова, Казым Зия, наш гениальный Алескер Алекперов, ныне живущая гениальная актриса Шафига Маммедова. Новое поколение тоже подрастает.

- Вы замечаете среди молодого поколения выдающихся актеров будущего?

- Театр искусство меняющееся. Людям, которых я назвала, повезло - тогда театр был единственным искусством, не было телевидения. Мировой кинематограф выпускал всего пять фильмов в месяц, и театр был единственной отдушиной. Сейчас - бесконечные сериалы, телевидение, DVD. Еще появился новый жанр - свадьбы. На свадьбах выступают драматические актеры, читают стихи, играют смешные сценки, поют. Все это отрывает артистов от театра. А это искусство, требующее, чтобы актер с утра до ночи молился сцене. Твоя голова все время занята ролью, спектаклем, сценой. Сейчас этого нет. Но зато появляются небольшие театры – театры энтузиастов, они иногда распадаются, иногда живут долго, но театр как бы выживает в этих условиях. Я верю в то, что у него есть будущее.
Продолжение следует
22265 просмотров