Вестник Кавказа

Казбек - классическая гора Кавказа

Яна Винецкая

Гора Казбек (“Башлам” на ингушском, “Чырыстий цупп” или “Церистий Цуб” в написании начала прошлого века на осетинском, “Мкинварцвери” на грузинском) возвышается на 5033 метра над уровнем моря, но занимает всего лишь шестое место среди великанов Кавказа. Уступая по высоте Эльбрусу и Дых-Тау, Казбек неоспоримо грандиозен и величествен в своей красоте. “Есть какое-то особенное величие, – писал знаменитый альпинист, путешественник, президент Королевского географического общества англичанин Дуглас Фрешфилд. - В покатых изгибах громадного белого купола, заполняющего все отверстия в противоположной цепи, внезапно вырисовывающейся перед глазами зрителя. Казбек - это отдельная классическая гора.” Члены Лондонского альпинистского клуба Дуглас Фрешфилд и Адольфус Мур считаются первыми официальными покорителями Казбека, хотя многочисленные воспоминания и источники свидетельствуют о том, что некоторые из местных жителей поднимались на вершину и раньше.

В течение многих веков горцы считали вершину Казбека святым местом, местом вечного пребывания Бога, и в этом видели причину непокорности горы. В начале прошлого века горцы любили рассказывать путешественникам, что на вершине горы, в неприступном монастыре, находится множество священных предметов. Желание отыскать драгоценный клад было одной из главных причин, которая подвигла многих попытаться совершить восхождение на вершину. Казбек считается одним из главных символов Кавказа, воспетых в литературе как народов Кавказа, так и русскими писателями и поэтами: “Словно мудрый старик, окаменел и молчит веками, и его белоснежные кудри, скомканные и сбитые в одну массу, ниспадают вниз тонкими власами ручьев... Величествен Казбек, как только может быть величествен властелин, владыка мира”.

Изучение горы началось во второй половине XIX века, а в 1912 году первооткрывательница и альпинистка Мария Преображенская установила на вершине Казбека метеорологическую будку, которая посылала сигналы в тбилисскую Физическую обсерваторию. Работники обсерватории столкнулись с непредвиденными сложностями: туристы неоднократно пытались открыть будку и самостоятельно проверить состояние и показания приборов. Ученые публиковали объявления в газетах и призывали посторонних “во избежание недоразумений и печальных для науки последствий” не трогать приборов и не пытаться проникнуть внутрь будки. При этом сотрудники обсерватории сообщали, что будут весьма признательны господам экскурсантам за сообщения о наружном состоянии будки, стоит ли она вертикально или покосилась, насколько занесена снегом, до какой степени обледенела и т.д. Также обсерватория с благодарностью принимала данные о погоде на вершине Казбека по личным инструментам туристов и их частным наблюдениям.

Путеводитель Григория Москвича настоятельно рекомендовал взять проводников из местных жителей, в частности всю семью Безуртановых. Один из первых покорителей вершины происходит именно из этого рода, так что знание окрестных гор и троп накапливается и передается из поколения в поколение. В начале XX века плата за работу проводника на вершину Казбека составляла 15 рублей за одного туриста, и 20 рублей за 2-3. Группе из более чем трех туристов требовалось два проводника, что удваивало цену. Перед восхождением путеводитель советовал “запастись кавказской буркой или теплым пальто, вином и провизией, так как на леднике нет никакой сторожки и ничего нельзя достать”. Нужно отметить, что кавказская бурка вообще являлась одним из самым важных пунктов экипировки при путешествии по Кавказу, так как давала надежную защиту не только от холода, но и от дождя и ветра. А во время остановки на ней можно было прилечь.

Для тех, кто не рисковал совершить восхождение на вершину, предлагался более простой, но не менее захватывающий маршрут – подняться на лошадях до начала Гергетского ледника. Гергетский ледник, находящийся недалеко от села Казбек, по словам Григория Москвича, превосходит грандиозностью даже знаменитый Девдоракский ледник. “Масса льда, растрескавшаяся, катясь вниз, кажется, застыла на месте, а под ней громко шумит невидимая река. С боку по камням протекает ручей, подтачивая берег. Камни с грохотом сыплются из-под ног. В ясную погоду прямо перед вами широкая седовласая вершина Казбека”, - пишет Москвич. Дорога к леднику шла вдоль долины реки Чхери, откуда открывается замечательный вид на Казбек, а затем по крутым горным откосам с весьма жалкой растительностью. Очень крутой подъем растянулся на пару километров, но почти до самого ледника можно ехать верхом, обнадеживает робкого путешественника автор путеводителя. Верховая поездка туда и обратно занимала примерно 4-5 часов и по отзывам “вполне вознаграждает потерянное время”.

31010 просмотров