Вестник Кавказа

Китайский импорт в России становится дорогим

«В Китае продается российская зубная паста, питьевая вода, продукты питания. Это стало возможным в прошлом году за счет девальвации и тому, что наши компании учатся и работают вместе с такими электронными компаниями», — сообщил в эфире «Русской службы новостей» Станислав Воскресенский. По его данным, китайские компании готовы помочь с выводом на рынок КНР российской оптики, а также оказать консультационную помощь в преодолении бюрократического барьера при поставках за рубеж продукции малого бизнеса. 

Между тем, по мнению руководителя Российско-китайского научного финансово-экономического центра при Финансовой академии при правительстве РФ Николая Котлярова, российско-китайские экономические отношения в достаточно сложной ситуации: "Девальвация рубля это сокращение импорта. В 2014-1015 годах многие наши компании, средний бизнес, который работал по импорту, сейчас распродаются, склады закрываются. Китайский импорт становится очень дорогим по целому ряду товаров. А падение цен на нефть естественно ударило по объему валютной выручки от экспорта".

По данным Котлярова, динамика китайской экономики будет замедляться: "Они об этом говорят с середины 2000-х на всех своих партийных форумах. У них съезды, пятилетние планы, как у нас было при Советском Союзе, серьезно идет аналитическая работа, доклады, планы. Китайская внешняя торговля сократилась в прошлом году на 14-15% в основном за счет импорта. Наши эксперты говорят о том, что надо переводить двусторонние отношения в инвестиционную плоскость. Но наши инвестиции в Китай за 2014 год не превысили 40 миллионов долларов".

Говоря о причинах такой ситуации, Котляров, предлагает вспомнить историю китайских реформ: "Как и кто туда заходил, на каких условиях, кто работает".

Второй важный момент - китайские инвестиции в Россию, которых тоже не так много. Китайцы говорят, что в России нет защиты, нет инвестиционного климата, нет доверия. "Китайцы сюда не хотят ехать вообще. У них зарплаты выше, миграционное законодательство наше такое, что все должны иностранцы учить русский язык, сдавать экзамены, причем по требованиям в регионах Дальнего Востока, за год наши работодатели должны подавать списки в Федеральную миграционную службу с указанием точных фамилий людей, которые приедут работать. Китайцы отказываются сюда ехать и работать. И эту проблему надо как-то решать, более гибко наверно", - уверен эксперт.

Отдельная тема двусторонних отношений - транспортная инфраструктура. "У нас 70% грузов идет через железные дороги, они не справляются. В 2014 году на высшем уровне подписан договор о строительстве перехода Нижнеленинское — Тунцзян. Китайцы построили свою часть, а мы нет. Целый комплекс таких вопросов затрудняет развитие инвестиционных связей. Правда, в Китае как реальная экономическая программа, под которую будет финансирование, оформлен новый проект Экономический пояс Шелкового пути. Наш президент поставил задачу сопряжения проекта ЕАЭС с Экономическим поясом шелкового пути. Как это реально будет сопрягаться, будет понятно в середине следующего года, когда прояснятся планы китайцев, а с нашей - появятся конкретные предложения по сопряжению этих двух проектов", - заявил Николай Котляров.

12660 просмотров