Вестник Кавказа

Памяти лучшего в мире кореиста

Человек разносторонних дарований, оставивший неизгладимый след в политологии, истории, экономики, публицистике, педагогике и дипломатии, Наталья Евгеньевна Бажанова ушла из жизни 7 июня 2014 года. Посвященный ее памяти двухтомник "Светлый мир Натальи Бажановой" стал первым из серии книг "Российские ученые-международники". Как пояснил муж Натальи Бажновой, ректор Дипломатической академии МИД России Евгений Бажанов, "важно на примерах людей, которые посвятили всю свою жизнь науке, показывать молодежи, да и вообще обществу, что наша профессия не так уж плоха. Наталья Евгеньевна Бажанова была экономистом, историком, политологом, социологом, публицистом, педагогом, и многое сделала в науке. Первый том этой книги содержит биографию, достижения в научной области, в дипломатической сфере, в общественно-политической жизни, дальше идут рецензии на ее книги, на ее работы, опубликованные как в Советском Союзе, России, так и за рубежом, а также письма, которые она получала на протяжении своей жизни.  Второй том - воспоминания. Мы работали над книгой 6 месяцев, и собрали 130 воспоминаний. Написаны они совершенно разными людьми".

Наталья Бажанова росла в Баку, потом в Москве, окончила среднюю московскую школу с золотой медалью. Поступила в МГИМО, где училась только на одни пятерки. "Ее студентами был и Анатолий Васильевич Торкунов, ректор МГИМО, академик, посол России в Северной Корее Валерий Иосифович Денисов, 1993-1996 годы, посол России в Северной Корее Андрей Геннадьевич Карлов, сейчас он наш посол в Турецкой республике, Валерий Николаевич Ермолов, посол Российской Федерации, до этого был посланником в Корее, сейчас он посол в Малайзии. Это в общем свет нашего востоковедения. Но она решила не преподавать, а заняться наукой. Пошла в Институт востоковедения, где выбрала сложную тему - экономика Северной Кореи. Написала диссертацию, защитила, потом мы поехали с ней работать в Сан-Франциско в генеральное консульство изучать восточные диаспоры, которые живут с США. Я - с акцентом на китайцев, живущих в США, она с акцентом на корейцев. Она тут же стала невероятно популярна среди корейцев, проживающих в Калифорнии. Мы общались с южнокорейскими дипломатами, хотя это было строго запрещено, ведь Советский Союз Южную Корею не признавал, и считал, как учили нас наши северокорейские друзья, что это южнокорейские гангстеры на услужении американского империализма.

Консульские работники приглашали нас в Южную Корею: "Вот билет первого класса, вашей супруге и вам, вас ждет Пак Чон Хи, руководитель Южной Кореи в качестве гостей..." Мы, естественно, отказывались, но об этом как-то узнавали северокорейцы, которые тут же вручали протест нашему МИДу, и МИД делал нам втык - зачем вы общаетесь с южнокорейцами", - вспоминает Баженов.

По возвращении из США Наталья Бажанова пошла на работу в Институт востоковедения, который в то время возглавлял Евгений Максимович Примаков. "Наталья Евгеньевна, под влиянием общения с южнокорейцами, видя, как они настроены в отношении с СССР, стала выступать с призывами признать Южную Корею. Евгений Максимович мою жену поддерживал. Наталья Евгеньевна внесла определенный вклад в переосмысление нашего подхода к Южной Корее, и к нашему движению к нормализации отношений. Это было и остается в наших национальных интересах. Она, кстати, помогла писать диссертацию Ким Дэ Чжуну, когда тот был диссидентом, скрывался от южнокорейских военных властей. В 1997 году его избрали президентом Южной Кореи, и он пригласил нас на инаугурацию, потом отдельно устроил встречу с нами, и сказал, что Баженова его учитель на всю жизнь. Ее популярность уже не просто зашкаливала, а перешла все границы".

Ким Дэ Чжун шестой справа в верхнем ряду, Наталья Бажанова — третья справа в нижнем ряду

В подтверждение этого факта Бажанов рассказал еще одну историю: "Когда в 2002 году в южнокорейском Пусане проходили Летние Азиатские игры, Ким Дэ Чжун собрал лучших кореистов земного шара. Собираются со всего мира кореисты, идет обед, и западногерманский кореист спрашивает Ким Дэ Чжуна: "Как вы оцениваете ситуацию в северокорейской экономике?" Ким Дэ Чжун отвечает: "Я как президент Южной Кореи могу ответить на этот вопрос, но здесь сидит человек, который лучше меня разбирается в северокорейской экономике, вообще лучше всех. Это Наталья Евгеньевна Бажанова".

21675 просмотров