Вестник Кавказа

Тюркери в Царицыне: Пламень и нега Востока

В музее-заповеднике Царицыно открылась выставка "Пламень и нега Востока", посвященная одному из главных направлений русского ориентализма – турецкому стилю (тюркери). Наиболее яркие его проявления в русской культуре связаны с периодом правления Екатерины II и эпохой расцвета русского романтизма первой половины XIX века.

В отличие от чисто декоративного и развлекательного европейского варианта, русский "восточный вкус" в его турецкой версии приобретает серьезный символический смысл в связи с русско-турецкими войнами и планами Екатерины II по освобождению Константинополя от Османской империи. Россия знакомилась с новой для нее культурой и искусством не только в ходе военных кампаний, но и благодаря художникам, входящим в состав дипломатических миссий.

″Специально к выставке мы подготовили большую образовательную программу с мастер-классами, лекциями и кураторскими экскурсиями. Вас ждет взгляд на стиль ”тюркери” во всем его творческом многообразии. Сегодня в ”Царицыно” как всегда много гостей. И для нас это самое лучшее доказательство как плотного отношения между нашими учреждениями культуры, так и актуальности и важности выбранной для нас темы выставки″, - заявила директор Царицынского музея Елизавета Фокина

В разделах "Русский корпус на Босфоре" и "Есть упоение в бою" представлены редкие образцы различных видов оружия и произведения искусства в батальном жанре, отражающие события русско-турецких войн конца XVIII — первой четверти XIX века.

″Наши отношения не исчерпывались военными действиями. Наше взаимодействие гораздо глубже. Проникновение было иногда адаптированное, может быть, даже не всегда понятое по сути, но восточные мотивы в искусстве, интерес к Востоку оказали огромное влияние на отечественную культуру и искусство. Мы знаем вещи, расхожие в быту, например, обломовский халат. Но ведь халат тоже не появился у нас случайно. Турецкий кофе тоже находится в повестке нашей жизни. Мы даже не задумываемся о том, что когда-то это стало достаточно большим открытием для русских офицеров″, - заявил директор департамента культуры Москвы Александр Кибовский. 

В экспозиции представлены живопись, графика, декоративное искусство, проекты архитектурных построек, декорации театральных постановок, игральные карты. У каждого из разделов выставки — своя тема. Так, зал "Живописный Константинополь" впервые соединяет вместе произведения русских художников, созданные под впечатлением от путешествий в столицу Оттоманской Порты, и  образцы восточных редкостей, которые были привезены в Россию из Турции, из собрания Музеев Московского Кремля, — драгоценную панагею, часы, украшенные алмазами, и саблю турецкой работы из собрания Оружейной палаты.

Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина напоминает: ″Турция - это не только война, не только постоянное противостояние, но это и волшебные специи, это прекрасные ткани, удивительные драгоценные камни, которые здесь любили, ценили. Турция для нас - это самый близкий, самый знакомый и самый любимый Восток″. 

Турецкая тема имеет непосредственное отношение и к самому Царицынскому заповеднику. История строительства дворцово-паркового ансамбля связана с торжествами, устроенными летом 1775 года в Москве по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией. Архитектор Баженов, который занимался оформлением этого грандиозного праздника на Ходынском поле, уже в следующем году получил от Екатерины II заказ на строительство резиденции в Царицыне, ее новом владении. Некоторые баженовские постройки архитектурного ансамбля Царицыно напоминают бутафорские "турецкие" павильоны Ходынки — их можно увидеть в разделе "Театр истории. Век Екатерины" на рисунках Матвея Казакова, ученика Баженова.

Выставка в Царицыне ждет посетителей до 14 января. 

18160 просмотров