Вестник Кавказа

В Израиле закончился сезон свадеб

Пётр Люкимсон, Израиль
В Израиле закончился сезон свадеб
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

В преддверии еврейского праздника песах в Израиле заканчивается сезон свадеб – сразу после первого дня Песаха начинается отчет 49 дней до праздника шавуот, которые, в связи с продолжавшейся 33 дня эпидемией, вспыхнувшей в еврейском лагере во время восстания Бар-Кохбы (II в н.э.), считаются траурными. Таким образом, в течение 33 дней после Песаха свадьбы играть запрещено, а летом начинается период трех недель траура – в память об осаде Иерусалима и разрушении Первого и Второго иерусалимских о храмов, и в эти дни также не играются свадьбы. Таким образом, полноценный сезон свадеб обычно начинается лишь в конце лета.

Больше 85% еврейских пар Израиля предпочитают сочетаться религиозными браком, хотя, конечно, между свадьбами светских, просто религиозных и очень религиозных (ультраортодоксов, как их называют в Израиле) евреев существуют большие различия.

Однако порядок еврейского свадебного обряда остается во всех этих слоях общества остается тем же, что и был тысячелетия назад. За сутки до свадьбы невеста обязана посетить ритуальный бассейн микву, после окунания в которой она считается ритуально чистой. Ритуальная чистота женщины, согласно иудаизму, является обязательным условием интимных отношений, поэтому сам день свадьбы выбирается очень тщательно – так, чтобы после месячных у невесты прошла, как минимум, неделя. Обычно невесту в микву сопровождают ее тети и подруги (но не мать!), после чего начинается девичник.
У религиозных евреев посещение миквы утром перед свадьбой считается также обязательным и для жениха. Кроме того, дня за три (а иногда и за семь до свадьбы) жениху и невесте не рекомендуется не только встречаться, но и общаться по телефону, чтобы молодые как можно сильнее истосковались друг по другу.

Сама свадебная церемония обычно начинается за час-полтора до самого венчания. Пока гости выпивают, закусывают и общаются, раввин вызывает жениха, свидетеля и отцов для подписания ктубы - брачного договора, который обязывает мужчину обеспечивать жену материально, регулярно выполнять свой супружеский долг (кстати, это – чисто еврейское понятие), удовлетворять ее прихоти. Одновременно в ктубе указывается сумма, которую будущий муж выплатит жене в качестве компенсации в случае развода. Сумма колеблется в зависимости от благополучия жениха и его семьи и обычно в долларовом исчислении составляет от 6 до 600 тысяч долларов. При этом речь отнюдь не идет о символе – при разводе израильские суды обязывают мужей выплатить указанную в ктубе сумму. Исключение составляет лишь случай, когда причиной развода стала измена жены.

Когда ктуба подписана, двое мужчин ведут жениха к невесте, которая ждет его, сидя на троне с лицом прикрытым фатой. Это одна из важнейших частей обряда: памятуя о том, как праотцу еврейского народа Иакову Рахиль заменили Лией, лица которой под фатой было не видно, жених подходит к невесте, поднимает ей фату, затем снова закрывает ей лицо и кивает свидетелям: да, это – она.

Дальше родители ведут молодых под свадебный балдахин – хупу. Здесь он требует от жениха передать ему обручальное кольцо, демонстрирует его свидетелям, заверяющим, что речь идет о кольце из золота или серебра, имеющем определенную ценность. После этого раввин непосредственно приступает к свадебному обряду, заключающемуся, по сути, лишь в том, что жених надевает на палец невесте кольцо и произносит ритуальную фразу: «Вот ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Моисея и Израиля».

«Мекудешет! Мекудешет! Мекдешет! («Посвящается!») восклицают в этот момент гости, играющие роль свидетелей.
Далее следуют традиционные семь свадебных благословений молодых, и, наконец, жених разбивает стеклянный стакан или рюмку – в память о разрушенном Иерусалимском храме, до восстановления которого ни одна радость у евреев не может быть полной.

Сразу после этого закон предписывает отвести жениха и невесту в отдельную комнату и оставить там как минимум на 15-20 минут. До того как жених и невеста не выйдут из комнаты, гости не танцуют – в зале звучит приглушенная музыка и официанты разносят первые блюда. Тайны и веселье начинаются лишь с торжественным появлением в зале мужа и жены, каковыми они официально считаются после того, как побыли наедине.

С этого момента и начинаются различия между светскими и религиозными еврейскими молодыми парами. Если для светских уединение в комнате – это зачастую не более чем игра, дань традиции, то для религиозных в комнате вершится великое таинство. Разумеется, речь не идет о сексе, но здесь молодые впервые прикасаются друг к другу и зачастую впервые обмениваются поцелуем – еврейская традиция категорически запрещает прикосновения юношей и девушек до свадьбы, а потому религиозные жених и невеста, даже гуляя по улице, идут рядом, не касаясь друг друга, а сзади за ними обычно следует присматривающая за соблюдением приличий младшая сестра или другая родственница.

Кроме того, на свадьбе у еврейских ультраортодоксов зал нередко разделяется перегородкой на две части – женскую и мужскую, причем мужчинам вход на женскую половину категорически воспрещен. Зато женщины вполне могут выстроиться на входе в мужскую и смотреть, как поют и танцуют их мужья и сыновья.

Невеста обычно сидит на огромном кресле в центре женского зала и женщины подходят к ней за благословением - считается, что в день свадьбы над невестами «распахиваются небеса» и бог особенно прислушивается к их просьбам. Обычно невест просят благословить на поиск суженого или рождение детей.

Официально свадьба заканчивается, когда молодые покидают зал для свершения великого таинства брака. Для религиозных девушек это, как правило, и в самом деле первая брачная ночь, независимо от возраста вступления в брак, который в Израиле непрерывно повышается, что вызывает немалую тревогу у демографов и социологов.

* * *

«ВК» поздравляет гендиректора Ассоциации «Азербайджан-Израиль» (АЗИЗ) Льва Спивака со свадьбой дочери Евгении и желает молодым успехов и счастья в семейной жизни.

13430 просмотров