Вестник Кавказа

Елена Титова: "Выставка "Семь красавиц" - настоящий театр"

В ноябре в Москве открылась выставка "Семь красавиц", посвященная творчеству азербайджанского поэта XII века Низами Гянджеви. Экспозиция представлена в залах Всероссийского музея декоративного искусства. Выставка, подготовленная Фондом Гейдара Алиева, министерством культуры Азербайджана и Музеем ковра, насчитывает порядка 60 экспонатов, воспевающих культуру Азербайджана в разных аспектах. О выставке, а также в целом о музее "Вестнику Кавказа" его директор Елена Титова.

- Спустя месяц после открытия выставки можно ли сказать, востребована ли она? Как вы оцениваете этот проект?

- Концепция выставки необычная, но в то же время мы осознаем, что современный зритель хочет, чтобы в музее были специально спланированные выставки, где есть зоны тишины, где есть зоны рассматривания, где есть зоны интерактива. Это очень красивая, мощная составляющая. Кончено, это результат работы музея, продуманной концепции и архитектора выставки, который предложил именно такое, достаточно смелое решение, касающейся декоративного искусства. Но задача состояла в том, чтобы рассказать о поэзии и музыке, о композиторе Кара Караеве, о феномене балета "Семь красавиц". Поэтому проект многосложный. Мы с удовольствием работали с коллегами из бакинского Музея ковра и понимали, что составляющих, которые дадут результат, очень много. Мы с большим нетерпением ждали, когда начнется монтаж выставки, и получили замечательный результат.

Его оценивают и друзья музея, и наши постоянные посетители, и те, кто приходят на выставку впервые. У всех создается впечатление, что это настоящий театр, феноменальная возможность увидеть вещи декоративного искусства и книгопечатанья. Совершенно гениальная подача, когда есть перевод на два языка. Можно смотреть на великолепный памятник письменной культуры и в то же время читать великолепные строки Низами. Выставка сложная, очень интересная, всем очень нравится, и посетители здесь проводят много времени.

- У вас есть любимый экспонат?

- Есть. Поскольку у нас музей декоративного искусства и художественный музей, и мы всегда на стороне художественных вещей. Мой любимый экспонат –банный сундук. Мне нравится эта история, какую роль банный сундучок играет в жизни восточной женщины. Это игра с украшениями, складыванием, демонстрацией, рассказы о них, специальная удивительная форма банного сундука, богатое декорирование работы по металлу. Пожалуй, для меня это затмевает даже ритуальные, праздничные украшения. Хотя они тоже прекрасны.

- Если говорить о творчестве азербайджанских мастеров, чем работа, сделанная там, отличается от декоративного искусства России?

- Много и отличий, и схожих вещей. Мы три года назад начали программу "Наследие Содружества. Традиции для будущего". Это межмузейная программа началась в Музее ковра в Баку с конференции по ковру, в которой участвовали многие страны СНГ и дальнего зарубежья. Программа была поддержана Министерством культуры РФ и Межгосударственным  фондом гуманитарного сотрудничества государств ‑ участников СНГ (МФГС). Это замечательная тема – особенности каждой национальной культуры, и в то же время общие традиции, основополагающие вещи, идущие из глубокой древности и приобретавшие в каждой культуре своеобразный, необычный способ выражения. Но общие вещи прослеживаются, причем не только на территории Кавказа, а идут дальше - в Среднюю Азию, на Восток. Последняя наша конференция на базе выставки в музее Казахстана в Астане называлась "Узоры и ритмы Евразии. Общее и целое". Всем было интересно, насколько общие культуры расходятся на различные направления, а потом все равно где-то они сходятся - либо в орнаменталистике, либо в знаковой семантике, либо в образах. Мы обязательно найдем сходство и с русским орнаментальным искусством, и с казахским. Это разбирают специалисты, это увлекательная работа для молодежи, поскольку эти общие орнаментальные, семантические вещи сейчас очень востребованы. Это интересно молодым исследователям, молодым художникам, молодым дизайнерам.

- Как ведется сотрудничества между вашим музеем и Музеем ковра? Этот проект впервые реализуется в таком формате или уже была какая-то совместная выставка?

- Мы успешно работаем с Музеем ковра в Баку и с его директором Ширин Меликовой уже несколько лет. Музей и его коллекцию мы знаем давно. Был момент, когда мы мало общались, и сейчас об этом сожалеем. Потому что фонды нашего музея и фонды музеев в Азербайджане, в частности в Музее ковра дают великолепную возможность изучать историю, общие тенденции, различия в культуре. Это наследие, которое очень важно сегодня знать и нести дальше. Что касается Музея ковра, то действительно это наш первый партнер по программе "Наследие Содружества. Традиции для будущего". Мы ездили туда с вещами, которые были собраны в коллекции в 1970-х годах - это азербайджанские ковры. Мы представляли их, поскольку они являются лучшими образцами того периода современного искусства. Наши коллеги были очень заинтересованы в том, чтобы мы привезли экспонаты из своей коллекции. А такой формат, когда к нам приехала полностью собранная, продуманная, концептуально выстроенная архитектурная выставка от коллег из Азербайджана, это первый наш опыт. Очень удачный.

- За последние годы у вас было реализовано много интересных проектов: выставлялись и веджвудский фарфор, и живописные иконы мстерских мастеров, и шахматы, изготовленные из разных материалов, и оригинальные географические карты XVI-XIX веков из частных собраний. Выставки разноплановые. Как рождаются такие проекты?

- Хвала декоративному искусству! Это то направление, которое может охватить своим вниманием и вовлечь в круг проектов различные виды искусства. Сегодня мы говорим о традиции и современности, о народном искусстве и современном дизайне. Все это есть у нас в музее. Проекты у нас, действительно, очень многообразные, они формируются, в частности по видам искусства. Мы работаем с художественными промыслами, поддерживаем индивидуальные проекты художников, персональные выставки. Мы постоянно говорим о творчестве молодых. Это учащиеся Строгановской академии, академии Штиглица, региональные институции, которые занимаются либо декоративным искусством, либо дизайном. Из их работ  формируются сборные выставки. Современный музей — это музей живой, постоянно следящий за процессами, которые идут в сегодняшней художественной жизни. Нам интересны традиции, мастера и корифеи, однако там интересно и все то, что рождается сегодня в среде молодого креативного класса, причем не только в России.

Мы стараемся следить за всеми процессами, которые идут в  регионах России. Конечно, с коллегами из стран СНГ и другими зарубежными партнерами у нас много общих интересов. Это то, что рождает сопричастность к творческому процессу, возможность понять декоративное искусство. Оно манит к себе молодежь. С детьми очень легко работать на наших программах. Мы многое стараемся охватить.

- У вас есть программа для взрослых и детей, где они могут приобщиться к народному достоянию, научиться что-то делать сами. Это востребовано? Как бы вы в целом охарактеризовали образ вашего посетителя?

- Наш посетитель очень многоликий. Можно перечислять все социальные, возрастные группы - от специалистов до людей, которые приходят в музей в первый раз. Сегодня можно купить красивые подарки в нашем магазине, выпить кофе - все это становится привлекательной зоной. Приходят люди, которые выросли в этом музее, москвичи, люди, приезжающие специально посмотреть некоторые коллекции, люди, приезжающие посмотреть наше открытое хранение, сходить на экскурсии, которые мы сегодня можем себе позволить в некоторых фондах. Допустим, у нас есть великолепное открытое хранение резной кости. Коллекция огромная, одна из самых значительных в нашей стране, из разных регионов. Там мы можем малыми группами приводить экскурсии.

Словом, интересы очень разнообразные, возрастные группы очень разнообразные. Детские программы для разных возрастных групп, рассказывают о принципах, связанных с творчеством, с художественными идеями, с возможностью творить руками. Программа "Трогательный музей" подключена к программам нашего просветительского центра. Это та часть музея, где все можно трогать руками. Программ у нас больше 20: и сказки, и декоративное искусство разных регионов, и советский период, и простые вещи, игрушки, изобретение колеса, изображение солнца в разных видах. Проводятся занятия в специальном просветительском центре, где все можно трогать, обо всем рассказывают, как это сделано, из какого материала. Приходят разные группы ребят – от двух до 16 лет.

- Какие интересные проекты ваш музей готовит в 2019 году? 

- У нас очень интересный проект начинается в конце февраля. Это выставка из художественного музея в Дудинке (Таймыр). Выставка будет называться ”Таймыр. Гений места”. Она собрана силами наших коллег из музея Дудинки при поддержке Агентства развития территории, имеется в виду Норильск, Таймыр. Мы в своей коллекции тоже нашли замечательные экспедиционные материалы 1970-х, когда с участием музея реализовывалась государственная программа изучения народов Севера. Изобразительные материалы мы соединяем с предметным рядом, который приедет к нам с Таймыра. Будет красивейший видеоматериал о людях, об их традициях, и конечно, о декоративном искусстве народов Севера.

Вторая половина года будет посвящена художественному стеклу России, собранному сотрудниками музея за последние 40 лет. Также там будут представлены вещи начала XX века, драматического периода, ”сурового” стиля в стеклоделии. Выставка начнется в сентябре. Она сборная, с большим количеством материалов, мастер-классами, которые мы будем проводить и для детей, и для взрослых. Кстати говоря, стеклянная мастерская работает и сейчас. Для взрослых это очень интересные курсы в нашем центре. Они в несколько этапов собирают удивительные витражи и некие формы из стекла.

У нас прекрасно развиваются проекты с партнерами из Италии. Мы везем в этом году в Триест выставку, посвященную матрешке. Она называется ”Принцип матрешки” и раскрывает этот великий принцип, заключенный в простой игрушке, который мы находим в природе, в науке, в инженерно-архитектурных принципах, в отношениях, в дизайне, в современном искусстве, в моде. Итальянские партнеры очень заинтересовались коллекцией матрешек и изображений, которые есть у нас в музее. Мы соединили это с произведениями современных художников и дизайнеров.

- Есть ли у вашего музея конкуренты или проект уникален?

- 40 лет назад наш музей был создан как научно-методический центр по декоративному искусству. Сюда "поселили" коллекцию НИИ Художественной промышленности. Позже она пополнилась замечательными художественными произведениями. Все это соединилось в большую коллекцию. Но мы знаем также великолепные коллекции декоративного искусства в российских регионах. В бурный период формирования интереса к декоративному искусству еще несколько музеев пополняли свои коллекции. Это и Русский музей с коллекцией фарфора; великолепные коллекции XVII-XIX веков по части фарфора и стекла у наших коллег в Кусково; в музее ”Царицыно”- коллекция замечательных подарков периода социалистического рассвета. Причем это было связано с рассветом мастерства - всесоюзные выставки, отбор на государственном уровне лучших произведений. Это то, что мы комплектовали с коллегами параллельно. 

Нам интересно работать всем вместе. Здесь нет конкуренции. Коллекция - это объект изучения специалистов, поэтому делая выставки, мы всегда находим нечто в собственных коллекциях еще не раскрытое, еще не изученное, еще не описанное. Это тот самый музейный процесс, который лежит в основе музейного дела.

Что касается наших зарубежных партнеров, то и там есть великолепные институции. Это Ливерпульский национальный музей, с которым несколько лет мы назад делали выставку английского фарфора, это и коллекции самого Веджвуда, коллекции фаянса и фарфора периода конца XVIII-XIX века. Коллеги делились с нами знаниями, мы до сих пор в прекрасных отношениях и продолжаем сотрудничать по музейным проектам. Музей Виктории и Альберта - крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства и дизайна. С ним мы проектов пока не делали, но планов у нас достаточно много, много точек соприкосновения. Им интересны национальные коллекции, процессы, отражавшиеся в искусстве XX века. Это и ткани, и фарфор. Думаю, в результате мы сделаем интересный проект с английскими коллегами. Также мы смотрим на Восток, сейчас начинаются переговоры с японскими коллегами. Когда проводится Год культуры той или иной страны, это подстегивают всех к общению.

24035 просмотров