Филипп Экозьянц: "Армянский народ зародился в XVI-XVII веках нашей эры"

Филипп Экозьянц: "Армянский народ зародился в XVI-XVII веках нашей эры"

"Вестник Кавказа" начинает серию интервью с известным исследователем истории Кавказа и Ближнего Востока Филиппом Экозьянцем, посвященную развенчанию исторических мифов об этом макрорегионе. Первая наша беседа – о фактах и выдумках, связанных с глубиной истории армянского народа.

- Традиционно идеологи Еревана и диаспоры говорят о том, что армяне – народ с многотысячелетней историей. Существуют ли документальные доказательства этой идеи и как оценивается возраст армянского народа по существующим документам?

- Во-первых, необходимо признать, что так говорят не только в Ереване и в армянской диаспоре. Более того, первые "свидетельства" об этом появились далеко и от современной Армении, и даже от географической области с одноименным названием.

По моему убеждению, армяне не являются отцами концепции собственной древности; мы – лишь ее носители. Истоки нужно искать в средневековой Европе. Начиная с 16 века, европейские элиты тратили огромные усилия на поиски технологий, которые позволяли бы им сохранять власть и завоевывать новые пространства, опираясь при этом не столько на силу своих армий, сколько на внутренние проблемы геополитических конкурентов. Разделения по религиозному принципу оказалось недостаточным для того, чтобы поддерживать и контролировать раскол в обществе. К тому же главный соперник Европы – Османская империя – к тому времени уже нашла формулу мирного сосуществования различных религий внутри одного государства (подобным опытом в известной истории может похвастаться лишь Российское государство). Вот тогда и стали появляться народы, история которых хранилась и переписывалась исключительно европейскими учеными. Все эти вновь созданные народы, за редчайшим исключением, оказались враждебно настроенными и к своему окружению, и друг к другу; а их "история" стала неиссякаемым источником взаимных претензий. Таким образом, народы стали подконтрольными своим создателям.

Армянский народ зародился в XVI-XVII веках нашей эры. Предвестником его появления стали названия физико-географических областей: Большая Армения, Малая Армения, Высокая Армения; жителей этих областей в скором времени стали называть армянами. Ключевым аргументом сторонников концепции "древности" армянского народа является армянский язык, но факты говорят о том, что армянский язык создавался в XV-XVII веках нашей эры, соответственно, и армянский народ появился не ранее этого времени. Следует уточнить, что в словарях XVI-XVII веков слово "народ" не имело того смысла, который мы вкладываем в него сейчас.

Пропаганда армянской "древности" ссылается на тексты, написанные на армянском языке, большая часть которых хранится в Матенадаране и на острове Святого Лазаря. Однако есть большие проблемы с датированием этих текстов не только потому, что сам процесс датирования сложный и не существует методов, дающих стопроцентную уверенность в результате, но и потому, что ни Матенадаран, ни мхитаристы не позволяют проводить независимую экспертизу имеющихся у них рукописных текстов.

"Древнеармянские" тексты сегодня привлекают внимание ведущих специалистов в области датирования, которые имеют все основания предполагать, что все они написаны после второй половины XVIII века и зачастую являются искаженными переводами греческих, латинских и других письменных источников.

- Те же люди, говоря о возрасте армянского народа, ссылаются на существование на территории современной Армении древнего государства Урарту. Являются ли действительно жители Урарту предками современных армян?

- Совокупность строений с сомнительными датировками, называемую сегодня древним государством Урарту, вообще трудно связать с современным миром, а уж с конкретным современным народом так и подавно. Что такое Урарту? Это несколько надписей на камнях, оригиналы которых утеряны или испорчены, это некие названия в "древних" текстах, похожие (по мнению некоторых исследователей) на слово Урарту, и, наконец, обнаруженные археологами строения, которые сами по себе не содержат ни камней с надписями, ни рукописных текстов. Мне кажется, человеку, находящемуся в здравом уме, понятно, что связь между современными армянами и "урартийцами", мягко говоря, "притянута за уши".

- Что, в таком случае, можно достоверно сказать о происхождении армянского народа?

- По моему убеждению, народы – это недавнее изобретение нашей цивилизации. Все сегодняшние народы были населением, естественным образом состоявшим из больших и малых семей. Во-первых, это были подданные различных государей и, таким образом, они были разделены территориально. Во-вторых, это были подданные различных патриархов или иных духовных лидеров, и, таким образом, они были разделены в духовном плане. Кстати, в словарях XVII-XVIII веков армянами называли исключительно религиозные общины.

- И еще один вопрос, теперь о современности, о целостности армянского народа: в чем сегодня состоят различия в интересах и менталитете населения Армении и диаспоры, проживающей как на постсветском пространстве, так и на Востоке и Западе?

- Армянская диаспора неоднородна ни в пространстве, ни во времени. Например, харьковские армяне, которые являлись, в основном, переселенцами из Турции, кардинально отличаются от армян из Армении, Азербайджана и Грузии последней волны эмиграции 1990-х годов. Между этими людьми очень мало общего – если учесть, что потомки переселенцев из Турции почти не говорят по-армянски, то из общего у них осталось лишь вера в "древность" армянского народа. Если же говорить обо всей диаспоре, то каждая волна расселения армян приносила в мир свое понимание армянства, так что армянская диаспора – это очень разношерстная публика, часто с диаметрально противоположными взглядами в вопросах политики, истории, воспитания, образа жизни и так далее. Единственным раствором, который удерживает здание диаспоры от распада, является "древняя история", полная "независимых" армянских царств, без которой армянство стало бы скучным и неинтересным замкнутым мирком, переплетенным чисто практическими связями и интересами.

Я не называю главной образующей идеей армянства "геноцид" потом, что сам "геноцид" является вторичным и происходит как раз от идеи "древности", якобы дающей право на так называемое восстановление государственности. На деле же идея "древности" не дает никаких прав никому, в том числе и армянам, но зато легко превращает близких и родных людей в непримиримых врагов.

Хочу добавить, что, говоря о диаспоре, мы редко говорим об ее огромной части, проживающей в Турции. А ведь потомки тех, кто называл себя армянами 4-5 поколений назад, никуда не делись, они живут в Турции, только моих родственников там более двух сотен человек, о которых мне точно известно. Но отказавшись от исторического вымысла и притязаний на отдельное государство, они в глазах остальных армян перестали быть армянами, перестали считаться частью диаспоры. Есть еще одна, на мой взгляд, главная причина, почему турецкие армяне опасны для всей диаспоры. Она заключается в том, что турецкие армяне помнят и хорошо знают, что мы с турками – родня, самые близкие народы, а когда-то и вовсе были одним целым.

И если уже говорить об исторической справедливости, то прежде всего необходимо переименовать Республику Армения в Республику Южная Армения. Это следует сделать для того, чтобы ни у кого не возникало иллюзий, будто бы армяне Республики Армения выражают мнение армян всего мира.

34615 просмотров



Вестник Кавказа

во Вконтакте

Подписаться



Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!