Вестник Кавказа

72 года операции "Чечевица" – преступлению СССР против собственных народов и защитников

Накануне исполнилось 72 года со дня начала операции "Чечевица", ставшей одним из самых масштабных преступлений советской власти против собственного народа, в ходе которого от вседозволенности прикрывавшихся "законом военного времени" руководителей СССР пострадали невинные дети, женщины и старики, а также советские воины, защищавшие Родину на фронтах Великой Отечественной войны. 23 февраля 1944 года – первый день массовой депортации чеченцев и ингушей с родных земель в Среднюю Азию.

Вайнахи не были ни первыми, ни последними народами, депортированными в годы Великой Отечественной войны по национальному признаку из-за "неблагонадежности": еще летом 1941 года были переселены 367 тыс поволжских немцев, в октябре 1943 года почти 70 тыс карачаевцев, с декабря того же года почти 100 тыс калмыков, после операции "Чечевица" депортации подверглись балкарцы, крымские татары, азербайджанцы, армяне, понтийские греки, турки-месхетинцы – однако ни одно из этих преступлений не было столь масштабным.

По официальным сведениям, в 180 эшелонах из упраздненной Чечено-Ингушской АССР были депортированы 493269 человек, из них в пути, прямо в вагонах, погибло 1272 человека. Помимо этого, чеченцы и ингуши были высланы из других городов СССР, а солдаты этих национальностей, в том числе награжденные медалями и орденами, демобилизованы и также сосланы. 85 тыс семей были отправлены в Казахскую ССР, 20 тыс семей – в Киргизскую ССР. Там для них не было подготовлено никаких условий, и местные колхозы и совхозы не смогли предоставить им ни жилье, ни работу. Те же, кто не смог или не захотел уехать из ЧИАССР, были зачищены войсками НКВД.

Хотя отдельные данные по демографии этих двух народов в военные и послевоенные годы не собирались, судить о цене, которую они заплатили за преступления советского руководства, можно по общей статистике переселенных северокавказских народов (включая балкарцев и карачаевцев): в 1945 году убыль составила 42422 человека, в 1946 году – 10633 человека, в 1947 году – 3645 человека, в 1948 году – 4834 человека. С учетом численности депортированных чеченцев и ингушей, их смертность после депортации составила порядка 120 тыс человек, то есть немногим менее четверти от общего количества переселенных. К началу 1949 года на спецпоселении насчитывалось 365173 вайнахов.

Как подчеркнул в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков, это преступление против целых народов было тем более оскорбительным, что представители депортированных народов храбро защищали СССР в годы Великой Отечественной войны. "Как подтверждается многими документами, которые раньше были открыты и открываются в настоящее время, северокавказские народы, включая чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев, героически сражались на фронтах войны. Среди тех, кто оборонял Брестскую крепость, было очень большое количество кавказских народов, в том числе чеченцев. Говорить о том, что они вели себя недостойно в годы войны, некорректно и не представляется соответствующим исторической истине", - пояснил он.

Мягков обратил внимание, что в первый период Великой Отечественной войны паника и отступление войск, сдача в плен была характерна для различных регионов СССР. "Это прежде всего надо относить к тому характеру войны, который велся на восточном фронте, политике гитлеровской Германии, той обстановке, которая сложилась на фронтах. Выделять какой-либо народ и говорить, что одни воевали лучше, другие хуже, было бы антиисторично и не соответствовало бы правде войны. Так или иначе, победа была достигнута Красной Армией – многонациональной, где воевали героически представители всех народов. Конечно, в период битвы за Кавказ в тылу Красной Армии создавались различные бандформирования и отдельны переходы на сторону гитлеровских войск – но такой же коллаборационизм существовал и на других участках фронта", - указал историк.

"Тогдашним руководством НКВД, лично Лаврентием Берия и его помощниками было принято решение о переселении части северокавказских народов, как прежде немцев, в восточные регионы после завершения битвы за Кавказ. За преступления отдельных лиц были обвинены целые народы, хотя среди них были старики, женщины и дети, что противоречило самим принципам существования советского государства, было антизаконно и нанесло огромный моральный ущерб тем народам, которые подверглись репрессиям. Справедливость была восстановлена только после смерти Сталина, после ХХ съезда КПСС. А окончательно эти обвинения были сняты уже в 1990-е годы", - поведал Михаил Мягков.

"В то время как представители, например, чеченского народа, героически воевали на фронте, решение о том, что они отзываются с фронта и будут переселены в другие районы Советского Союза, было воспринято очень тяжело, как несправедливый акт – такое к ним отношение за проявленный героизм. Сегодня мы должны извлекать уроки из тех событий и понимать, что подобные акции являлись нарушением всяких норм, как законодательства, так и человечности. Справедливость в отношении всех военнослужащих, которые воевали на фронте и героически воевали против фашистских немецких захватчиков, должна быть восстановлена не только законодательно, но и, скажем, в научно-популярных исследованиях", - заключил научный директор Российского военно-исторического общества.

22560 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ