Вестник Кавказа

Отказ от женевских дискуссий – путь в никуда

Отказ от женевских дискуссий – путь в никуда
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Сегодня в Женеве прошел очередной, 30-й раунд дискуссий по Закавказью. По словам представлявшего на нем Россию замглавы МИД РФ Григория Карасина, сторонам удалось добиться "небольшого продвижения" вперед.

Однако, несмотря на прогресс в отношениях между Москвой и Тбилиси, достигнутый во многом благодаря женевским дискуссиям, в Грузии все чаще и чаще раздаются призывы к отказу от этого формата.

Сегодня этим критикам дала ответ лидер партии "Объединенное демократическое движение" Нино Бурджанадзе. "Интересно, когда представители правительства ставят под вопрос продолжение женевского формата, что они предлагают взамен? У меня никогда не была больших иллюзий в связи с женевским форматом, но я за сохранение любого подобного формата, исходя из того, что чем больше будет возможности разговора, тем лучше для нашей страны", - цитирует ее РИА Новости.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" такую позицию Нино Бурджанадзе поддержал глава Института стратегии управления Петре Мамрадзе.

"В том-то и дело, что надо смотреть так: если их не будет, может, будет гораздо хуже. Если кто-то ожидает, что Россия по какой-то причине откажется от своего решения признать Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами, что она почему-то попросит Грузию восстановить дипломатические отношения и так далее, то это из области фантастики", - заявил он.

"Женевский формат служит безопасности в регионе, на нем могут рассматриваться любые факты или тенденции, которые имеют место в регионе. Для нас это административная граница - граница Грузии и Абхазии. Для России и Абхазии - это государственная граница. По обе ее стороны живут люди, которых связывают тесные человеческие и экономические отношения. И тут Женевский формат, конечно, очень важен", - уверен эксперт.

"Также важен и формат Карасин-Абашидзе, который, учитывая те глубоко минусовые отметки наших отношений, которые были вначале, дал неожиданно много. Смотрите, как вырос - а для Грузии это очень важно - экспорт сельской промышленности, наладилось транспортное сообщение, всё больше и больше туристов в Грузии. Представьте, что сейчас в России по опросам туристических фирм самым желанным местом проведения зимних каникул была названа Грузия. И это после того, как Грузию из-за Саакашвили большая часть российского народа считала врагом. Такие сдвиги могут когда-нибудь в будущем привести к еще более ощутимым позитивным изменениям", - выразил надежду Петре Мамрадзе.

С ним полностью согласен заместитель руководителя аналитического отдела по изучению постсоветского пространства ИАЦ МГУ, эксперт "Вестника Кавказа" Алексей Ляльченко.

"Безусловно, у женевских дискуссий есть свои недостатки, о которых ни в коем случае не стоит забывать. Но недостатки есть у всего в этом мире, в котором нет ничего идеального. Даже на Солнце есть пятна. Поэтому отказ от такого формата переговоров между Россией и Грузией был бы контрпродуктивным и явился бы путем в никуда", - уверен он.

"По известным всем причинам на сегодняшний день отношения между Россией и Грузией складываются непросто. От этого страдают обе стороны. И Москва, и Тбилиси заинтересованы в нормализации взаимоотношений и избавлении от того груза проблем, с которым им сейчас приходится иметь дело. Добиться этого можно только одним путем – путем переговоров. В связи с этим важна и нужна всякая возможность для поддержания контакта между ними, любая площадка для переговоров. Одной из них и являются женевские дискуссии", - подчеркнул эксперт.

"Тем же, кто указывают на недостатки этого формата и требуют в связи с этим отказа от него, следовало бы обратить свою критику не на бессмысленное разрушение мостов между двумя странами, но на созидание – на дальнейшее развитие женевских дискуссий в направлении избавления их от имеющихся недостатков. Такая критика была бы полезна и послужила бы хорошую службу всем. Каждая из сторон от этого только выиграла бы", - отметил Алексей Ляльченко.

25960 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ