Вестник Кавказа

Украина забрала у России $2,5 млрд активов "Газпрома" в Европе

Украина забрала у России $2,5 млрд активов "Газпрома" в Европе
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Украинский "Нафтогаз" добился ареста зарубежных активов "Газпрома" на сумму, большую, чем присужденные по решению Стокгольмского арбитража $2,56 млрд. Об этом сообщил глава компании Андрей Коболев.

"Мы уже начали их получать: списываем избыточные средства, которые нам "Газпром" переводил за транзит. Во-вторых, инициировали юридические процессы уже примерно в шести юрисдикциях", - цитирует его РИА Новости.

Коболев добавил, что в трех юрисдикциях, а именно в Голландии, Швейцарии и Великобритании, в ближайшее время пройдут слушания по принудительной продаже. Глава "Нафтогаза" уточнил, что активы в этих странах уже арестованы.

По его словам, он воспринимает этот процесс "очень оптимистично", поскольку "Газпром" владеет за рубежом имуществом на десятки миллиардов долларов, а "Нафтогаз" уже арестовал его на сумму, превышающую объем долга российской компании перед украинской. "Я думаю, что это реально сделать где-то в течение года", - отметил Коболев.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" вице-президент группы компаний "НьюТек Сервисез", профессор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Валерий Бессель, аресты активов по иску "Нафтогаза" не повлияют на бизнес-контакты "Газпрома" с европейскими компаниями. "Связи "Газпрома" с Европой объективно создавались с 1978 года, когда был построен первый экспортный газопровод "Союз" из Оренбурга через территорию Украины в Европу. Сколько бы на эту тему ни было спекуляций и слухов, Европа без нашего газа обойтись не сможет. Что касается ареста активов в счет обеспечения решения стокгольмского арбитража, то их вполне можно вернуть, поскольку "Газпром" имеет право на апелляцию. Ситуация примерно сопоставима с тем, как по запросу американской стороны в Канаде был арестован финансовый директор Huawei: один бюрократический орган принимает решение, а другой бездумно его выполняет", - сказал он.

Также не стоит ожидать и полного разрыва бизнес-контактов "Газпрома" с "Нафтогазом". "У нас единая газотранспортная система. Более того, на прокачке российского газа по территории Украины зарабатывал не только украинский бизнес, но и российский тоже. Сейчас проблема лишь в том, что эти трубопроводы состарились, и приводить их в порядок после диагностики дороже, чем построить "Северный поток-2". Долго продолжать эксплуатировать эту систему уже не удастся. Поэтому "Газпром" создает альтернативные пути, так как в нынешней политической ситуации, как, впрочем, и в прошлой политической ситуации, вести полномасштабные работы по реконструкции этой газотранспортной системы не представляется никакой возможности. Как правило, на этих ремонтных работах утекало на сторону слишком много денег", - обратил внимание Валерий Бессель.

С ним согласился заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. "На отношения с Европой эта ситуация никак не влияет, речь идет только о контактах "Газпрома" с "Нафтогазом". Риск, который теоретически существует, связан с тем, что другие потребители "Газпрома", прежде всего в Восточной Европе, могут использовать решение Стокгольмского арбитража как прецедент, при этом часть его, касающаяся транзита, для европейских компаний малозначима. Риски связаны только с частью решения арбитража по договору о поставке, поскольку она позволяет подвергать пересмотру правило "бери или плати", но и эти опасения на ценах не отразятся. Действительную проблему для Европы может создать лишь дальнейшая эскалация ситуации вокруг транзита через Украину, если не удастся вовремя заключить контракт с "Нафтогазом" на 2020 год. Поскольку контрактные обязательства обеих сторон истекают 31 декабря этого года, "Газпром" согласился в ближайшее время провести двустороннюю встречу с "Нафтагазом" при посредничестве Европейской комиссии", - сообщил он.

"То есть мы можем уже констатировать, что наметился некий прогресс, ведь до этого "Газпром" всячески отказывался вести какие-либо переговоры о новом контракте с "Нафтогазом". Разумеется, в любом случае раньше осени никакого контракта заключено не будет. Арест активов в Европе никак не влияет на связи с европейскими потребителями, у "Газпрома" и нет юридических перспектив оспаривания решения Стокгольмского арбитража, которое рано или поздно придется исполнять. Апелляции поданы, но их очень сложно оформить именно по существу дела, поскольку это не предполагается самим контрактом с "Нафтогазом". "Газпром" сейчас работает лишь над тем, чтобы оспорить решение арбитража по форме – неправомочность, неподсудность, но пока добиться этого не получается", - заключил Алексей Белогорьев.

Напомним, в декабре 2017 года и феврале прошлого года Стокгольмский арбитраж вынес решения относительно споров "Газпрома" и "Нафтогаза" по контрактам на поставку и транзит газа, обязав российскую компанию выплатить украинской $2,56 млрд.

"Газпром" решения обжаловал, но Украина занялась принудительным взысканием этих средства. В сентябре апелляционный суд Швеции аннулировал постановление, останавливавшее попытки "Нафтогаза" арестовать активы "Газпрома".

"Газпром" собирается добиться пересмотра решения и оспорить обеспечительные меры по требованиям "Нафтогаза" в Швейцарии, Британии и Нидерландах.

В минувшем году "Нафтогаз" запустил новое разбирательство, в рамках которого он требует от "Газпрома" пересмотра тарифов на транзит газа в прошлом и текущем годах и компенсации "недоимок" еще примерно на $11,6 млрд.

30705 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ